МИФ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ Быть может, кто-то в будущем Стихи, вынесенные в эпиграф, пожалуй, лучше всего выражают то настроение,
с которым человек приходит в движение исторической реконструкции, стремясь
физически соприкоснуться с той реальностью, которую мы можем назвать
РЕАЛЬНОСТЬЮ МИФА. «Миф и история…Два эти слова обычно воспринимаются как понятия, абсолютно
исключающие друг-друга. Если под историей с тех пор, как существует
историческая наука, мы привыкли понимать достоверный рассказ о прошлом,
в котором
автор отвечает за каждое свое слово, за каждый упомянутый факт, то
мифом мы, как правило, называем нечто противоположное такому рассказу,
а именно
повествование, наполненное всевозможными чудесами, событиями невероятными,
если подходить к ним с точки зрения нормального человеческого рассудка.
А между тем не так уж трудно убедиться в том, что оба эти вида «свидетельств»
о прошлом довольно тесно связаны между собой и что найти разделяющую
их пограничную черту подчас бывает не так-то просто», пишет Ю.В. Андреев
в начале своей книги «Поэзия мифа и проза истории». Выдающийся мифолог Мирча Элиаде, говоря о феномене мифа дает такое
определение этого явления: «Миф излагает сакральную историю, повествует
о событии,
произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает,
каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ,
достигла своего воплощения и осуществления, будь то объединяющая реальность,
космос, или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое
поведение или государственное установление. Это всегда рассказ о некоем
«творении». Нам сообщается, каким образом что-либо произошло и в мифе
мы стоим у истоков этого «чего-то». Миф говорит только о произошедшем
РЕАЛЬНО, о том, что себя реально проявило (календарный миф – сменой
времен года, миф о происхождении смерти – фактом человеческой смертности
и т.д.
Пр. авт.) Персонажи мифа – существа сверхъестественные (боги, герои,
звери-первопредки). Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает
сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния. В целом миф
описывает различные, иногда драматические проявления СВЯЩЕННОГО в этом
мире. Так как миф рассказывает о деяниях сверхъестественных существ и о проявлениях
их могущества, он становится моделью для подражания при любом сколько-нибудь
активном проявлении человеческой деятельности.» (Мирча Элиаде «Аспекты
мифа» М. 2005, стр.11-12). Данное определение солидно, но объясняет лишь внешнюю сторону вещей,
не объясняя по сути, ничего. Ведь нет, пожалуй, среди всей массы реконструкторов
ни одного
человека, который бы пришел в Движение из чистой любви к пакетным ножам или
«аланским швам» на рубашке. Бессмысленно здесь говорить и об интересе к «углубленному изучению истории».Такой
интерес вполне удовлетворяется средствами академической науки, такими как
книжная полка, научный архив и музейная коллекция, отнюдь не предполагая
перехода к
практической деятельности реконструкторов, когда взрослые люди начинают огромную
часть своего времени, сил, материальных средств вкладывать в изготовление
комплексов древних предметов обихода, овладение или даже воссоздание древних
искусств
и ремесел; начинают рисковать здоровьем а то и жизнью в разного рода опасных
предприятиях, связанных с понятием Gloria antiqua (древняя слава). Напомним, что мы согласились с определением мифа, как повествования о чем-то,
во первых, РЕАЛЬНО ПРОИЗОШЕДШЕМ, по крайней мере для нашего сознания, а во
вторых, совершенном во «время оно» сверхъестественными существами и потому
являющемся ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛЬЮ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. Именно таким, если вдуматься, является взгляд реконструктора на историю,
из которой он, в соответствии с собственным культурным архетипом, выбирает
отрезок
пространства-времени (регион и эпоху), превращающийся для него не только
в объект пристального изучения, но и в АРЕНУ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Именно это последнее особенно важно, поскольку, воспринимая историю как миф,
естественно стремится к его актуализации, т.е. к физическому соприкосновению
реального времени с временем мифа и осязаемому воссозданию мифической реальности. Иными словами, свою истинную цель человек, занявшийся ИР, ощущает не в том,
чтобы получше узнать о том, как жили люди изучаемого им периода, но в том,
чтобы почувствовать себя одним из них. Таким образом реконструируемая эпоха становится для реконструктора чем-то вроде tempora ultima, «сакрального времени», о котором часто пишут исследователи-мифологи. Создается подобие трехступенчатой лестницы, где на верхней ступени стоит реконструктор, живущий в реальном времени, на средней - человек изучаемой эпохи, обладающий воссоздаваемой реконструктором материальной культурой, на нижней же ступени находится tempora ultima самого человека эпохи, его мифологические представления, архетипы сознания и восходящий к ним духовный мир.
Бьерн Высокий, ВИК «Черный ворон» |